Краткая биография Жанны д'Арк на основе книг и исторических документов

Европа » Франция
 23.06.2007

"О Жанне д'Арк мы знаем больше, чем о ком-либо другом из ее современников, и в то же время трудно найти среди людей XV века другого человека, чей образ представлялся бы потомкам таким загадочным."

Часть 1 Часть 2 Фотографии 1

«… Жанна д'Арк (Jeanne d’Arc) появилась на свет в 1412 году в небольшой деревушке Домреми, расположенной на территории Лотарингии. Известно, что ее родители считались справедливыми и честными людьми. В Рождественскую ночь, когда народы Европы имеют обыкновение блаженствовать, чтить труды Иисуса Христа, Жанна вошла в смертный мир. Даже петухи кричали в первое утро после рождения девочки необыкновенным криком, не слыханным доселе, словно предвещая радостное событие. Более двух часов эти своенравные домашние птицы хлопали крыльями, предвещая необычное будущее этой малютки».

О данных фактах сообщает письмо, написанное королевским советником Персевалем де Буленвилье, обращающемуся к милонскому герцогу. Эти замысловатые слова можно считать первой биографией загадочной Жанны. Но столь красивые фразы скорее напоминают легенду, чем реальное событие, так как о столь знаменательном дне умалчивают абсолютно все исторические хроники. Даже односельчане Жанны д'Арк, которые потом выступали свидетелями на процессе, пытаясь реабилитировать девушку, о ее рождении не помнят практически ничего.

Маленькая Жанна проживала в деревушке Домреми вместе с матерью, отцом и двумя братишками – Пьером и Жаном, ее родители – отец Жак д'Арк и мать Изабелла даже по местным деревенским меркам считались совсем небогатыми людьми.
«Когда Жанне д'Арк исполнилось двенадцать лет, к ней пришло первое в ее жизни откровение. Перед ее глазами вдруг возникло таинственное сияющее облако, изнутри которого раздался загадочный голос: «Жанна, тебе суждено идти другим путем, совершать чудесные деяния, ты избрана Небесным Царем для защиты Карла – короля Франции…»

«Сначала я сильно испугалась, услышав голос днем, в летнем саду, принадлежавшем моему отцу, предыдущий день я провела, постясь. Голос раздавался со стороны Церкви, оттуда же исходила и невидимая Святость, необычный голос появлялся и впредь, руководя мной».

Прошло время, и таинственный голос стал постоянным спутником Жанны д'Арк, он раздавался каждый день и приказывал девушке отправиться в далекий путь, чтобы снять осаду с Орлеана. Голос называл ее Жанной де Пюселль, дочерью бога, сначала девушка слышала только один голос, принадлежавший по ее разумению архангелу Михаилу, затем появились и женские голоса, которые Жанна приняла за Святую Катарину и Святую Маргариту. Если Жанне кто-то пытался преградить путь, отвлечь ее от предначертанной миссии, она напоминала недругам древнее пророчество, согласно которому Франция будет погублена женщиной, а спасена девственницей.

«Я пришла в королевские палаты, чтобы поговорить с Робером де Бодрикуром, который должен отвести меня к королю Карлу либо лично, либо приказав сделать это своим людям. Но он не захотел обратить внимание ни мои слова, ни на меня саму. Я должна предстать пред королем Франции в самом начале поста, как это предначертано. Даже если мне придется стереть ноги до самых колен. Вы должны знать, что восстановить французское королевство не под силу ни одному герцогу, ни дочери короля Шотландии, ни французскому королю. Только через меня может прийти спасение для Франции, хотя я бы предпочла остаться с моей матушкой и прясть, но мое предназначение заключается не в том – я должна идти, как велит мой Господин».

К Роберу де Бодрикуру Жанне д'Арк приходилось обращаться три раза, сначала ее насильно отправили домой, где мать с отцом срочно решили выдать девушку замуж, но Жанна сумела разорвать помолку, обратившись в суд. В Вокулере Жанна решила надеть на себя мужской костюм пересечь всю территорию Франции, чтобы встретиться с дофином Карлом. Ей предстоят многочисленные испытания, а в городе Шиноне ей вместо дофина представили другого рыцаря, но девушке удалось быстро отыскать Карла. Показав дофину какое-то знамение, Жанна сумела вызвать у важной особы доверие к себе.

Сама Жанна д'Арк рассказывала своему духовнику Жану Паскерелю, что король, сразу после того, как она предстала пред его очами, спросил имя девушки. Она отвечала: «Меня называют Девой Жанной, из моих уст вы слышите обращение Небесного Царя, предсказывающего Вам коронование в Реймсе, помазание на царство и службу Господу – истинному королю французского государства». Отвечая на другие вопросы дофина Карла, девушка вновь твердит важной особе, что он – сын французского короля, наследник короны, и Всевышний послал ее, чтобы Жанна привела дофина в Реймс на миропомазание и дальнейшее коронование. Карл, выслушав ее, ответил во всеуслышание, что девушка открыла ему важную тайну, которую, кроме Господа никто просто не мог знать, и поэтому он полностью доверяет и ей самой, и всему сказанному ею.

«Считая, что предосторожности не будут лишними, Карл решил увеличить количество лиц, которые могли бы допросить девушку, а сам допрос должен был произойти в Пуатье. Жанну поселили в здании, принадлежавшем адвокату Парижского парламента Жану Рабато, а за ее поведением поручили наблюдать женщинам, которые втайне следили за каждым движением Жанны. Следствие, в результате которого девушку неоднократно допрашивали, продолжалось долгих три недели, о чем утверждал советник короля Франсуа Гаривель».

Жан Барбон, адвокат парламента, утверждал: «От ученых и лучших богословов, с пристрастием изучавших девушку и допрашивавших ее, я слышал, что на все поставленные вопросы она отвечала блестяще, словно ученый. В ее жизни не было ничего плохого, что могло бы идти в разрез с догматами католической церкви, а король, находящийся в отчаянии, может уповать лишь на помощь Господа, поэтому ему ничего не мешает принять помощь девушки».

Король дал Жанне д'Арк право на личное знамя, которое до этого могли иметь лишь знаменные рыцари, командовавшие отрядами своих вооруженных воинов. Жанна также получила в свое распоряжение маленький отряд, состоявший из нескольких солдат, свиты и прислуги, при ней находились оруженосец, пажи, собственный духовник, герольды, Бертран де Пуланжи, Жан из Меца и два родных брата девушки – Пьер и Жак, присоединившиеся к сестре в Туре. Дофин еще в Пуатье поручил охрану Жанны Девы Жану д'Олону – опытному воину, ставшему оруженосцем французской героини, она нашла в самоотверженном воине не только наставника, но и друга. Жан д'Олон обучал способную девушку военному делу, был рядом с ней во всех походах, в битвах и во время штурмов, на опасных вылазках. В плен к бургундцам Жан и Жанна попали вместе, только девушку продали англичанам, а воину удалось выкупиться на свободу. Спустя двадцать пять лет, когда он стал королевским советником, был возведен в ранг рыцаря и занимал важную должность сенешаля в одной из провинций на юге Франции, по просьбе реабилитационной комиссии написал свои воспоминания, где представил историю Жанны д'Арк и важные моменты из ее жизни. Показания пажа Луи де Кута также дошли до наших дней, судьба второго пажа – Раймона неизвестна. Монах-августинец, духовник Девы Жан Паскерель, составил очень яркие воспоминания, но они не отличаются достоверностью.

Для Жанны в Туре, как важному военачальнику, собрали военную свиту, для охраны Девы король Карл назначил интенданта Жана д'Олона, свидетельствовавшего впоследствии, что в распоряжении девушки было два пажа – Раймон и Луи де Кут, а также два одетых в ливреи герольда – гонцы, которые считались неприкосновенными. Одного из них звали Гийенн, а другого – Амблевиль. Если у Жанны д'Арк были два гонца, то французский король относился к ней как к любому воину-мужчине столь высокого ранга, которые несет личную ответственность за все свои деяния и облечен полномочиями. Карл медлителен, Жанне постоянно приходится его торопить. Снятие осады с города Орлеана – первое звено в цепи освобождения Французского королевства, первая победа королевского войска, возглавляемого Жанной д'Арк, что невольно подтверждало ее божественную миссию. Потребовалось всего девять дней, и Орлеан был освобожден.

Даже в книге магистрата появилась надпись, описывающая снятие осады с Орлеана как величайшее христианское чудо. А памятная дата – 8 мая уже в веках празднуется в честь Орлеанской Девы, хотя в католическом календаре записана как день явления архангела Михаила. Сейчас скептики утверждают, что победа Французов под Орлеаном была лишь случайностью, что англичане сами просто отказались от боя. Но Наполеон Бонапарт, который был отличным стратегом, после тщательного изучения сведений о походах Жанны д'Арк, понял, что Орлеанская Дева была величайшим военным гением той эпохи.

Орлеанский Бастард и Жанна после снятия осады с Орлеана отправились в город Лош для встречи с королем: «Девушка, крепко сжимающая в руке древко своего стяга, выехала навстречу королю, и они, наконец, встретились. Когда Жанна склонила голову перед властителем так низко, что ее голова касалась земли, монарх велел ей подняться, члены его свиты подумали, что король чуть не поцеловал Деву от охватившей его необъяснимой радости». Эти строки содержатся в немецкой хронике, дошедшей до наших дней, а незабываемая встреча состоялась 11 мая 1429 года.

Портрет Жанны д'Арк

«… Загадочная девушка внешне привлекательна, но имеет мужскую осанку, в отличие от других женщин, говорит она совсем мало, но в каждом сказанном слове проявляется ее чудесный ум, ее голос приятен, как и подобает особе женского пола. Ест она мало, а вина практически не потребляет, может лишь слегка пригубить бокал. Главное удовольствие для Жанны – оружие и прекрасные скакуны, а вот разговоры и многочисленные собрания Деве совсем не по душе. Хотя девушке присуще веселье, нередко ее ясные очи наполняются слезами. Труды ее тяжки, но в ношении оружия она показывает необычайное упорство, порой не снимая облачения даже на ночь в течение целой недели. Дева считает, что англичане не имеют ни малейшего права на владение французской землей, и Господь послал ее для преодоления и изгнания этой напасти из страны…»

Жиль де Ре писал, что «Жанна – дитя, ни разу не причинившее зла врагу, ни один очевидец ни разу не видал, чтобы Дева сразила мечом хоть одного врага. Битва заканчивалась, и она оплакивала всех павших воинов, а перед началом битвы молча причащается со своим воинством хлебом – Телом Господним. Каждое ее слово продумано и взвешено, как слова мудрых мужчин. Рядом с ней не слышно ни сквернословия, ни ругани, и воины этим довольны, хотя в отсутствии своих жен мужчины обычно не стесняются в выражениях. Когда Дева спит в одном шатре с воинами, она не снимает доспехов, но ни один из войска еще не чувствовал к ней плотского вожделения…»
 

Главнокомандующий Жан Алансон спустя много лет в своих воспоминаниях писал: «Орлеанская Дева отлично разбиралась в военном деле и всех темах, напрямую связанных с войной, она умела вонзить острую пику, умело провести смотр войска, правильно разместить пушки и построить королевскую армию в нужный боевой порядок. Она вела военные дела, словно умудренный опытом боевой командир, уже не один десяток лет находящийся на полях сражений».

Когда осада с Орлеана бы, наконец, снята, Королевский совет охватывают жаркие споры, касающиеся направления дальнейшего похода. Жанна д'Арк настаивала на походе в Реймс, где необходимо короновать дофина Карла, чтобы придать ему законный статус короля. Она считала, что после миропомазания и проведения церемонии коронации враги постепенно начнут терять свою силу. Основной политической целью похода, по мнению Жанны, была коронация дофина, которая рассматривалась как своеобразный акт провозглашения Францией государственного суверенитета.

Но многочисленные придворные всячески отговаривали Карла от осуществления похода на Реймс, так на пути находится немало укрепленных городов и мощных замков, в которых могут находиться бургундские или английские войска. Продолжение похода в сторону Реймса стало возможным лишь благодаря огромному авторитету, который Жанна имела над войском. Уже 27 июня Орлеанская Дева повела войска на Реймстр, начав новый этап упорной освободительной борьбы, апогеем которой стало освобождение французского города Труа. Цель военной кампании была достигнута – за ничтожный срок в три недели французская армия сумела пройти расстояние в триста километров без выстрелов, разрушения городов и сжигания деревень – это можно назвать триумфальным маршем победы.

Коронация дофина Карла была назначена на 17 июля, а долгожданная церемония прошла в Реймском соборе, во время ее проведения Жанна стояла внутри, крепко стискивая в руке древко знамени. Когда впоследствии на суде ей задавали вопрос, почему ее знамя было внесено с собор во время проведения столь важной церемонии, Орлеанская Дева ответила, что знамя весь воинский путь находилось в труде, потому оно заслужило и почета. На коронации триумф заканчивается, и все дальнейшие события выглядят довольно странно. Отказываясь от дальнейшего наступления, уже коронованный Карл по непонятной причине заключает с бургундцами мир, его армия возвращается на берега Луары, а 21 января и вовсе распускается. Но Орлеанская Дева продолжает сражаться за родную землю, но ее ждут уже не победы, а череда поражений. Узнав про осаду бургундцами города Компьень, Жанна д'Арк смело бросается на выручку, но 23 мая судьба оказывается на ее стороне – во время вылазки девушка попадает в плен…

«Вечером 23 мая 1430 года последний раз в своей недолгой жизни Жанна штурмовала лагерь неприятеля, последний раз девушка сняла свои доспехи, у нее был отнят даже штандарт, на котором был изображен Иисус Христос и ангельский лик. После брани было уже спокойно, и борьба совсем закончилась. Жанне было всего восемнадцать лет, ей предстояло бороться за свою жизнь и дальше, но противник уже был иным, и оружие нужно было выбирать другое. Жанна Д'Арк, свершив историю человечества, исполнила завет Святой Маргариты, теперь исполнения ждал другой завет, данный Святой Катариной. Теперь пришла очередь состязаться мудрости и земному знанию, Орлеанская Дева оживала в лучах утреннего солнца, страдала и боролась. Во временном потоке уже просматривались грядущие столетия, где ученость станет отрицать божественную сущность мироздания, а человеческие сердца и умы будут новой ареной, на которой архангел Михаил боролся с падшими ангелами, возвещая волю Христову. Вся деяния Орлеанской Девы на славу послужили ее родной Франции, соседней Англии, новому устройству Европы, она стала загадкой и вызовом для всех последующих эпох, которую стремились разгадать последующие поколения».

В бургундском плену Жанна Д'Арк повела долгие полгода, все время она инстинктивно надеялась на помощь, но ее ожидания были напрасными. К концу 1430 года бургундцы решили продать девушку англичанам, а те, даже не задумываясь, тут же предали ее Суду инквизиции. Прошел ровно год и один день с момента, как девушка попала в плен. 24 мая, в четверг Орлеанскую Деву доставили на кладбище, принадлежавшее аббатству Сент-Уэн…

… Остался позади бургундский плен и две неудачные попытки побега, совершенные девушкой, во время второй попытки Жанна чуть не погибла – она пыталась выпрыгнуть из окна, расположенного на верхнем этаже здания, где ее содержали под стражей. Из-за этого на суде ее потом обвиняли в попытке самоубийства – страшном смертном грехе, на что Жанна отвечала: «Я всего лишь хотела спастись, чтобы потом отправиться на помощь хорошим славным людям, так нуждавшимся в поддержке».

… Осталась позади и ужасная железная клетка в Руане, установленная в глубоком подвале Буврейского замка, допросы, и последующий перевод в камеру для дальнейшего заключения. Круглые сутки девушку стерегло пять английских солдат, а ночь она проводила прикованной к стене мощной и тяжелой железной цепью.

… Остались позади и последние мартовские деньги, когда Орлеанскую Деву знакомили с вынесенным судом обвинительным заключением. Прокурор долго перечитывал обвинения в преступных деяниях, смелых речах и даже помыслах подсудимой. Жанна Д'Арк одно за другим опровергала все обвинения. В результате судьям пришлось составлять другой документ, в котором из 70 обвинительных статей осталось лишь 12. Главными обвинениями против Девы стали слышимые ею голоса, преследовавшие девушку видения, в вину ей ставилось ношение мужского костюма – с точки католической церкви недопустимый поступок, обольщение французского короля, а также отказ подчиниться церкви. Ее решили не пытать, чтобы судебный процесс выглядел образцовым.

… Орлеанскую деву доставили на кладбища, представили перед толпой, и, не торопясь, стали зачитывать статьи обвинительного приговора, это процедура была рассчитана на то, чтобы девушку вдруг охватил страх смерти и сильное душевное потрясение, они вынудили девушку подчиниться воле церкви. В протоколе сказано, что Жанна Д'Арк прилюдно произвела отречение от всех своих деяний, подписав представленную ей официальную грамоту. Хотя, скорее всего, ничего такого не было, Жанна не отрекалась от своих действий, а всего лишь выразила готовность принять церковный суд, но ее слова были представлены в русле, выгодном для обвинителей. Англичане достигли своей политической целей – о покаянии ненавистной им еретички они теперь могли оповестить всех христиан. Но, вырвав из уст Жанны слова отречения, никто еще не считал дело законченным, за отречением должна была последовать казнь самой девушки.

Инквизиции для этого даже не требовалось новых обвинительных приговоров и допросов, по церковному закону, еретика, впавшего в ересь повторно после совершенного покаяния, ожидает смерть. Ей обещали снятие кандалов и перевод в женскую тюрьму, но в итоге доставили опять в старую камеру, девушку переодели в женское платье, а затем обрили голову, как монашенке. 27 мая по тюрьме начали распространяться слухи, что Жанна вновь надела мужской костюм. На вопрос, почему она это сделала, девушка ответила, что она недовольна своим отречением, недовольна тем, что ее обманули, сказала про охватившее ее отчаяние, что она одержала победу не только над вражескими войсками, но и над своим страхом смерти.

29 мая Церковным трибуналом было принято решение о выдаче Орлеанской Девы светским властям, а о готовящейся казни Жанна узнала лишь 30 мая 1431 года, когда тележка с осужденной доехала до кладбища, жители города увидели девушку в платье и маленькой шапочке…

… Пылающий костер погасили лишь спустя несколько часов. Монах Ладвеню утверждал, что после казни палач зашел в Доминиканский монастырь, долго каялся в содеянном, прося у Всевышнего прощение за то, что казнил святую девушку, ставшую мученицей. Он рассказал, что после того, как все закончилось, он нашел на кострище нетронутое пожаром сердце девушки, но так и не смог не смог его уничтожить, как того предписывала церковная догматика. Он не раз разжигал костер вокруг девичьего сердца, раскладывал на него горящий хворост и солому, но сердце, словно Неопалимая купина, оставалось нетленным, не превращаясь в пепел. Палач, пораженный Божественным чудом, положил сердце Орлеанской Девы в мешок, а затем сбросил в Сену, навеки скрыв его от глаз людских.

…После казни Жанны прошла четверть века, и наконец-то был проведен реабилитационный процесс, в ходе которого опрашивали 150 свидетелей, включая дожившую до этих времен мать девушки. В результате Орлеанская Дева была реабилитирована, даже папский легат назвал ее не только любимой дочерью Франции, но и возлюбленной прихожанкой церкви.

Памятник Жанне Д'Арк в Париже

В 1920 году, спустя 490 лет со дня сожжения Жанны Д'Арк, девушка была причислена к лику святых, римско-католическая церковь объявила ее спасительницей Франции. Орлеанская Дева прожила всего девятнадцать лет, лучшие годы своей жизни она провела в родной деревушке и была известна лишь своим соседям, которые называли ее Жаннеттой, спасительницей Франции, воинствующей Девой она была только год, а затем еще годом, длящийся безумно долго, Жанна находилась под следствием, находясь в заточении в тяжелых условиях. После смерти ее приравнивали к ученым, капитанам, военачальником, но многие эти слова являются преувеличением, хотя, бесспорно, Жанна была не такой, как все. Каждое поколение изучает историю Орлеанской Девы, обращаясь к ценностям морали и нравственности, правда и вымысел в жизни Жанны Д'Арк так тесно переплелись между собой, что разгадать одну из величайших загадок истории уже невозможно.

Автор Ольга Салий

Часть 1 Часть 2 Фотографии 1
Рекомендуем почитать